Центр дистанционного образования
XII-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция
Информационно-исследовательская работа участника XII-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции
Белюкова Кирилла, 9 «А» класс, ГБОУ СОШ №70 г. Москвы
БАБА ЯГА И ЕЁ «РОДСТВЕННИКИ» В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
ОТРАЖЕНИЕ ЭТИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.
Автор: Белюков Кирилл, 9 «А» класс,
ГБОУ СОШ №70 г. Москвы, bel-kirill@mail.ru
Научный руководитель: Доронина Ольга Викторовна,
учитель литературы и русского языка
ГБОУ СОШ № 70 г. Москвы, sundu63@mail.ru
Актуальность темы:
Исследуемая область мне кажется актуальной, потому что важно знать и понимать истоки своей культуры. Проблема - на мой взгляд, этой теме в системе среднего образования уделяется не так много внимания, в результате знания людей о своей культуре оставляют желать лучшего.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются образы традиционных персонажей русских волшебных сказок и славянских мифов.
Цель работы.
В работе поставлена цель: подробно изучить образы Бабы-Яги и других персонажей славянской мифологии, их роль в мире людей и природы в русских народных сказках.
Задачи исследования:
- изучение мифологических корней возникновения данных персонажей,
- прослеживание трансформации их образов с течением веков и сменой религии,
- изучение связей данных персонажей между собой и взаимодействия с окружающим миром,
- изучение мировоззрения наших далеких предков, их представлений о добре и зле, мироустройстве, идеалах через их отражение в мифах, легендах и сказках.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что традиционные персонажи русских волшебных сказок прочно связаны с огромным и обширным пластом более древней славянской мифологии. Следовательно, облик и характеры этих героев в высокой степени архаичны и отражают миропонимание наших очень далёких предков. Исследуемые персонажи оказали значительное влияние на мировоззрение наших предков, их взгляды и привычки.
Практическая значимость работы:
Возможно, более глубокое изучение этих персонажей поможет лучше понять самобытность русской культуры, особенности национального характера нашего народа.
План работы:
- Изучить славянские мифы, легенды, сказки.
- Ознакомиться с гипотезами, мнениями и выводами ученых-славянистов и литературоведов в изучаемой области.
- Проанализировать образы изучаемых персонажей по проработанным материалам.
- Сделать выводы на основе изученного материала.
1. Мифология и сказки.
Любые народы мира имеют свою мифологию, легенды, предания, сказки.
Мифы - сказания, передающие представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.
Сказка - один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, отражает мировоззрение народа, его помыслы и желания на разных этапах его развития.
Сказка отличается от мифа тем, что она не пытается ничего объяснить, хотя и несет в себе некоторые назидания. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
В соответствии с изучаемой темой нас интересуют волшебные сказки. Они первоначально были связаны с мифами и были своего рода заклинаниями. С течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости.
Предположительно, волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья. Но зародилась она гораздо раньше, до принятия христианства, когда на Руси поклонялись языческим богам. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь.
Главный герой славянской сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире – мире мертвых. Вот откуда в сказках так часты походы в разные царства – это походы в тот «другой» мир. И попасть в него обычно помогает Баба-Яга.
2. Баба-Яга, кто ты?
Баба-Яга – героиня славянских легенд, безобразная сгорбленная старуха-ведьма c костяной ногой. Она живёт в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках без окон, без дверей». Забор вокруг её избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами, что говорит о её связи с миром мёртвых.
Яга – противник героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках Баба - мать змеев, противников богатыря.
В печи Баба -Яга старается изжарить похищенных детей. Такой атрибут Бабы - Яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуется с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации (инициация – «обряд, совершающийся в родовом обществе при переходе (переводе) кого-л. в иную возрастную, социальную и т.п. группу»- Большой толковый словарь).
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов.
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться животным, деревом, различными предметами, природными явлениями. Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
3. Славянские мифологические корни.
3.1. Баба-Яга – проводник в царство мертвых.
Образ «Бабы-Яги костяной ноги» связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир – «Тридесятое царство». Это древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.).
Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».
Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.
Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых. Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет». Обычно герой просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.
Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам и наделяется многими волшебными качествами.
Крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение.
Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. «Пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой, в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.)
3.2. Яга - Золотая Матерь?
Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой-Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба или Золотая Матерь – славянская великая богиня, владычица и хозяйка священной прародины, утерянного рая, откуда ушли наши далекие предки... Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а, может, и арийских времен. Ей ставили святилища в виде маленьких избушек "на курьих ножках", т.е. на высоких гладких столбах.
Теперь, опираясь на отождествления Яги с Золотой Бабой, рассмотрим связь Бабы Яги с детьми, их усаживанием на лопату и отправку в печь.
Обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый – «лапата». Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей с внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Это обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов.
4. Происхождение имени Бабы Яги.
Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: по литовски Jega - "сила"; nuojega - "состояние"; jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", по латышски Jega - "смысл, разум". Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом.
Как же увязать все это? По некоторым версиям в древности это имя звучало как Баба Йога. Само же слово «йога» имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. Обращение к Яге – «Баба» - дополнительно указывает на ее статус хранительницы Путей двух миров. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни.
5. Толкования ученых.
Не раз пытались ученые понять образ Бабы-Яги, живущей в веках. Было время, когда в Яге видели бурную тучу: стук и гром, которые сопровождали полет Яги, толковали как бушевание природных стихий. Но дождевая туча была и благом для земли. Поэтому образ раздвоился. Считали, что Яга зимняя туча- это страшное существо, несущее смерть, а летняя и весенняя Яга- благодетельница. Так истолковал образ Яги известный русский ученый Александр Афанасьевич Потебня, написавший о ней особое исследование, включенное в книгу «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий»(1865).
Представления о том, что Яга - это воплощение природных стихий, современная наука отвергла, но признала факт почитания Яги как женского божества. Так, в коллективном труде «История русского искусства» академик Б.А. Рыбаков пишет: «огромный камень, связанный с редким культом Бабы-Яги стоял над древним Берендеевым озером. Этому камню приносили в жертву ягоды и грибы». Почитание Яги ставится в связь с почитанием и других каменных идолов у наших предков.
В.А.Иванов в статье «Мифы языческой Руси» соглашается с данным мнением: «Баба-Яга первоначально положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением.
6. Трансформация Бабы Яги.
Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, позволяют предположить, что образ Бабы-Яги является результатом трансформации древнейшего образа Богини Матери, повелительницы Мира.
С переходом от матриархата к патриархату произошли определенные трансформации этого образа и Богиня Мать стала почитаться людьми уже не как хозяйка мира, но как Богиня – Громовница, распорядительница небесных операций.
С приходом же христианства образ языческой Богини вновь подвергся изменениям, и она превратилась в демоническое существо, однако, сохранившее некоторые черты прежнего.
На связи Яги с водой, бурей, тучей указывает ее связь со змеями. Так, в сказках она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею. К тому же у нее одна нога или она хромает, подобно мифическому змею, она пожирает человеческое мясо и чует «русский» (человеческий) запах - при возвращении домой Яга или змеи восклицают: «Фу-Фу! Русским духом пахнет».
7. Предки Бабы Яги.
7.1. Костяная нога и змеиная натура – наследственные признаки?
В сказках, мифах, легендах Баба-Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. А в сказке «Иван царевич и богатырка Синеглазка» Баба-Яга вообще предстает одноногой: «Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога».
Как показали исследователи, все одноногие боги «так или иначе связаны с образом змеи». Правило это, по-видимому, верно, так как индуистская богиня Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами.
Но есть и более близкий образ змееногой Богини. Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов Ехидне. Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил ору – деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына. Геракл же завещал отдать сильнейшему из них землю, лук, пояс и чащу. В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая. А ора – Ехидна и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе-Яге.
7.2. Лада и Яга.
В сказе «Гуси-Лебеди» Бабе-Яге служит стая лебедей. А между тем, Белая Лебедь – священная птица и одно из воплощений славянской богини Лады. В ведовстве Лада олицетворяет Животворную Силу Бога Родов, Великую Славянскую Богиню. А Баба-Яга – одно из имен Великой Славянской Богини, воплощающая Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес – Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения.
7.3. Яга – наследница Морены.
Существует еще версия, связывающая Бабу Ягу с древнеславянскими богинями. На территории проживания древних славян были найдены жертвенники, посвященные какому-либо особому, исключительному событию, которое уносило множество жизней. Это могли быть стихийное бедствие, засуха, эпидемия, мор. Женское божество, поглощающее жертвоприношения, могло быть Макошью (греческая Геката) в случае угрозы урожаю, а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, которые впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги.
8. Лихо-Одноглазое – сестра-близнец Бабы Яги.
В украинских сказках двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое: баба-великанша, жадно пожирающая людей.
Эта великанша живет в лесу, жарит зарезанных ею людей в печи. Одноглазое Лихо «ростом выше самого высокого дуба». Кузнец, попавший во власть Лиха, только хитростью избавляется от великанши-изверга. Кузнец, противостоящий олицетворению зла, - это персонаж древнего эпоса начала железного века.
9. Другая «родня» Бабы Яги.
9.1. Ведьмы, колдуны, упыри.
Ближайшие Бабе Яге «родственники» - ведьмы.
Ведьма. Ведьмица, ведунья – изначально, по-видимому, женщина-жрица, имеющая определенную чудесную власть над разнообразными проявлениями бытия природы и человека; позднее же, во времена христианства, - демоническое вредоносное существо, имеющее непосредственное отношение к нечистой силе и применяющее свои способности во вред людям.
Ведун и ведьма (ведунья, вещица) — от корня вед, вещ — означают вещих людей, наделенных духом предвидения и пророчества, поэтическим даром и искусством целить болезни.
Колдун - в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.п. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью.
В словаре Даля «колдовать» истолковано так: ворожить, гадать, творить.
Упырь в славянской мифологии - живой мертвец, убивающий людей и сосущий из них кровь или поедающий их. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие "неестественной смертью, а также колдуны или отлученные от церкви и преданные анафеме. Упырь приблизительно соответствует вампиру в европейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако ещё в XIX веке в народном сознании эти персонажи чётко разграничились.
9.2.Духи жилища и хозяйственных построек.
Домовые. Своим происхождением домовые обязаны культу домашнего очага и предков. В образе «дедушки домового» олицетворялся огонь домашнего очага. Поэтому крестьяне размещали домового за печью. Духи построек могут показываться человеку в различном облике, помогать и в то же время вредить ему.
Банник. Баня как неосвященное место, строение, которое лишено окон и стоящее, как правило, отдельно от других построек, издавна считалось нечистым местом. Приходя мыться, в предбаннике оставляли вместе с одеждой и нательный крестик. Считаясь нечистой, баня являлась местом пребывания банника – духа бани, который селился за каменкой (отголосок культа огня). Банник может показываться в виде высокого человека, старика, женщины, в виде хозяина дома или родственника, в виде мохнатого существа.
Кикимора— персонаж, известней преимущественно на Русском Севере. Там ее представляли в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Ее появление в доме или в хозяйственных постройках считалось недобрым предзнаменованием. Считалось, что она поселялась в домах, построенных на “нечистом” месте.
9.3.Духи леса и духи поля.
В лесу и поле, в представлениях русского населения, живут свои духи – хозяева этих мест.
Леший - лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Полевой. Происхождение этого духа связано с культом земли. Это девушка высокого роста, одетая во все белое. Она охраняет хлеба. Более подробных сведений об этом духе не сохранилось.
9.4. Духи воды.
Происхождение духов воды уходит корнями в глубокую древность и связано с почитанием воды как одной из природных стихий.
Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Водяному приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.
Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т.п.
Русалка — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
Повсеместно известны представления о принадлежности русалки к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные невесты, не дожившие до свадьбы. Также девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.
Наиболее традиционные места их пребывания — вода и деревья — осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно. Как и другие покойники, умершие преждевременной смертью, русалки способны управлять природными стихиями и атмосферными процессами: насылать бури, ливни, град, засуху и т. п.
9.5. Огненный змей и черти.
Огненный змей (Змей Горыныч). Ученые считают, что именно огненный змей – самый древний миф, связанный с представлениями и боге-солнце, боге-громовике. Огненный змей обычно летает по воздуху. В славянских мифах и сказках также часто встречается Змей Горыныч – Змей о трех, о семи, о девяти или о двенадцати головах.
Прилетает он по ночам и, рассыпаясь искрами, влетает в печную трубу. Но, очутившись в доме, он превращается в молодого человека или долго отсутствующего, или умершего мужа. Прилетает он к тем женщинам, которые очень тоскуют по своим любимым.
Черти. Образ черта был принесен христианством. В народном сознании глубоко укоренилось верование, что количество злых духов неисчислимо. Эти бесплотные существа, олицетворяющие собою само зло, - исконные враги человеческого рода; они не только проникают в жилища, но и вселяются в людей, преследуют их различными искушениями. Повсеместное пребывание чертей и их свободное проникновение повсюду доказываются множеством верований и обычаев. Например, в деревенских избах невозможно встретить таких сосудов с пищей, которые не были покрыты деревянной крышкой, или тряпицей, или двумя лучинками, положенными крест-накрест, чтобы черт не влез.
Черти могут принимать различные образы. Чаще всего – образ черной кошки. Поэтому во время грозы деревенские люди выбрасывали этих животных на улицу, считая, что в них присутствует нечистый дух.
10. Образ Бабы Яги и образы ее родственников в русских сказках.
«Яга - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не сливаются в единый образ» (В.Я. Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»). Баба-Яга в одних сказках имеет только отрицательные черты («Гуси-лебеди»), в других является больше положительным героем («Лягушка Царевна»), в-третьих – ее образ неоднозначен. («Василиса Прекрасная»). Попробуем раскрыть образы Бабы Яги на примере этих сказок.
10.1. Баба-Яга – злодейка.
В сказке «Гуси-лебеди» злые силы - Баба-Яга и служащие ей лебеди, которые имеют дурную славу – крадут детей и приносят их к ней в избушку на съедение. Эта Яга коварна и страшна, она полностью лишена каких-либо положительных качеств. Все сказочные персонажи, кроме лебедей, не любят Бабу Ягу и всячески помогают детям, которые совершают для них какой-либо добрый поступок. Надо сказать, что в сказках, где Баба-Яга – злодейка, положительные герои всегда преодолевают ее козни и спасаются либо благодаря помощи других героев, либо обманув и запутав Ягу.
В сказке «Баба-Яга» злые силы представлены Бабой-Ягой и ее помощниками - березкой, воротами, собаками, котом и работницей. В этой сказке девочку к Бабе Яге за нитками и иголкой отправляет злая мачеха, которая является Яге сестрой. Здесь Баба-Яга - очень коварный персонаж. Встречает она девочку ласково: «Здравствуй, родимая! Зачем пришла?» После объяснения Яга сажает ее прясть и уходит, якобы за иголкой и нитками для девочки. Сама же тем временем приказывает своей работнице: «Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать». Но девочка о коварстве Яги знает, так как перед тем, как отправиться к ней, заходит к своей родной тетке и та учит ее, как следует поступать. Она добрым словом и подарками располагает к себе остальных обитателей избушки, и они охотно помогают ей спастись от Бабы Яги.
Обычно в сказках Баба-Яга с главными героями встречается у себя в избушке, когда они приходят к ней за какими-то надобностями. Сказка «Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри» отличается в этом плане тем, что Баба-Яга, кроме основных своих черт злодейки, обладает еще недюжинной силой. Она сама является несколько раз в дом к богатырям в качестве незваной гостьи и все у них поедает: «Подавай обед! Пить-есть хочу!». После того, как ею все пожрано, требует еще еды и, когда богатырь, оставшийся в это время дома, говорит, что больше ничего нет, избивает его: «ухватила его за волосы, принялась таскать по полу, еле живого оставила». Не справляется она только с главным героем – Медведко: «она кинулась на богатыря, да Медведко сам силен, ухватил её за седые космы, оттаскал и выкинул из избы еле живую». Далее, богатыри пускаются за Ягой в погоню, чтобы наказать окончательно.
В сказке «Ивашко и ведьма» злые силы представлены Ягаей-бабой (одно из названий Бабы Яги) и ее тремя дочерьми. Это полностью отрицательные персонажи, коварные и злобные. Ягая выслеживает мальчика, пытается заманить его, подражая голосу его матери. «Не матушкин это голос: очень толст! Поди, язык поточи» - разоблачает ее Ивашко. Тогда она точит свой язык на точиле, и обман удается, герой сказки оказывается похищенным и попадает в избушку Ягаи, где она приказывает дочерям изжарить его, а сама уходит гулять. Дочери оказываются глуповатыми, а Ивашко – догадливым и хитрым. Зло оказывается наказанным, а мальчику удается бежать с помощью добрых лебедей.
10.2. Баба-Яга – персонаж со смешанными чертами.
В сказке «Василиса Прекрасная» Василису к Бабе Яге прислала злая мачеха, просить огня. Баба-Яга здесь хоть и относится к отрицательным героям, но в то же время не лишена и некоторых положительных качеств – держит свое слово и за хорошую работу награждает героиню необходимой ей вещью – огнем.
Яга встречает девушку традиционно для русских сказок: «Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?» Узнав, зачем пришла Василиса, Баба-Яга ставит ей условие – «поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!». Давая Василисе задания, Яга старается усложнить их до предела, каждый раз приговаривая: «Да чтоб все было сделано, а не то – съем тебя!» Но, несмотря на страшные угрозы, выполненную работу принимает – («Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться и сказала – ну, хорошо») и оставляет девушке поесть. В конце Яга прогоняет девушку. Однако обещание свое при этом выполняет: дает ей огня.
В сказке «Марья Моревна» Баба-Яга коварна и нечестна, но все же приносит герою пользу. Она обладает табуном богатырских коней и согласна брать на службу героев, которые нанимаются пасти их за вознаграждение. Но нанимает она их в основном затем, чтобы убить, как несправившихся с её заданием.
Иван-царевич направляется к Бабе Яге, чтобы заслужить богатырского коня. По пути он делает добро разным зверям, птицам и рыбам. Давая задания, Яга изобретает разные способы, чтобы не дать Ивану-царевичу выполнить ее поручение должным образом. Но он их выполняет, и каждый раз Яга «шумит и кричит» на своих кобылиц, что те подчиняются Ивану-царевичу и бегут домой. Когда главный герой со всеми поручениями справился, Баба-Яга строит коварный план убить его, не дав вознаграждение. Благодарные звери предупреждают его и подсказывают, какого коня лучше украсть. Баба-Яга, выявив обман, сердится и пускается в погоню, «во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом заметает». Однако герой благополучно скрывается. В этой сказке Яга персонаж отрицательный, тем не менее, герой все же получает от нее какую-то пользу.
10.3. Баба-Яга –помощница.
В русской народной сказке «Лягушка Царевна» так же три сестры – Бабы -Яги. Две младшие помогают главному герою, не требуя выполнения каких-либо заданий и не вынашивая коварных планов, а старшая, хоть и мешает Ивану-царевичу, но, скорее, пассивно.
Таким же положительным персонажем Баба-Яга является и в сказке «Иван Быкович». Герои сказки – три брата Иван-царевич, Иван-кухаркин сын и Иван-Быкович, коровий сын, едут по свету, чтобы людей посмотреть, себя показать и испытать свою богатырскую силу. Узнав из разговора героев, что они едут на реку Смородину сразиться с несколькими Чудами-Юдами, Яга одобряет это решение, сочувствуя людям: «Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех полонили, всех разорили…» Симпатизируя после этого героям, Яга кормит их и предоставляет ночлег.
10.4. Образы “родственников” Бабы Яги в русских сказках.
А теперь рассмотрим образы “родственников” Бабы Яги в русских народных сказках.
В сказке «Лихо Одноглазое» отрицательная героиня – украинская сестра Бабы Яги – Лихо Одноглазое. С нежданными гостями она не церемонится, обмануть не пытается: «хорошо, что пришли, будет, что поужинать мне!» Но Лихо оказалась доверчивой и глупой, позволила себя связать и выколоть единственный глаз.
В сказке «Рассказы о ведьмах» ведьмой оказалась дочь пономаря. Днем она выглядела, как обычная крестьянская девка, а ночью превращалась в злую ведьму, умертвлявшую жителей этого села. Но нашелся храбрый казак, который выследил злую ведьму и отсёк ей руку. «Ведьма заохала, завизжала, по-собачьи забрехала и убежала прочь». По этой примете её нашли и утопили.
В сказке «Леший» герой-злодей – леший. Им была похищена поповская дочь. Через три года в этих местах объявляется охотник, который встречается в лесу со странным мужиком. В этой сказке леший не проявлял или не успел проявить агрессии к охотнику, но поповская дочь под его влиянием совершенно потеряла память и почти потеряла разум – «глазами хлопает, ничего не понимает»..
3. Заключение.
Духи жилища и хозяйственных построек, духи леса и поля, духи воды, змеи и черти, колдуны и ведьмы – вся нечистая сила, с которой мы ус… Продолжение »