В целом же можно сделать такие выводы:
- славянская мифология богата сюжетами и действующими лицами;
- в эпоху славянской мифологии возникло множество мифов и сказок и даже целых их циклов, где действующими лицами являются одни и те же герои;
- славянская мифология не менее богата и интересна, чем мифологии других народов (в том числе античности и других древних государств);
- литературное наследие, дошедшее до нас в виде мифов и сказок, является богатейшим материалом о культуре наших предков, их мировоззрении и духовных корнях.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Она может быть не только противником, но и союзником, не только наказывать, но и помогать. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
5. Библиография.
- Афанасьев А.Н., Происхождение мифа. М., Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М. , изд. «Индрик» 1996.
- Большой энциклопедический словарь (том «Мифология»), изд. "Советская энциклопедия". 1991.
- Большой толковый словарь, СПб., изд. «Норинт», 2003.
- Иванов В.А., статья «Мифы языческой Руси»
- Потебня А.А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий М., изд. «Московский университет», 1865.
- Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки. М., изд. "Лабиринт" 2004.
- Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»
- Русские народные сказки. Сборник. - М.: изд. "Детская литература", 1966
- А.Н. Афанасьев, Народные русские сказки. Свердловск, изд. «Уральский рабочий», 1982.
Рефлексия.
Много времени ушло на изучение источников, поэтому работа выполнялась достаточно долго. Тем не менее, этот процесс доставил мне огромное удовольствие - я узнавал много интересного, даже неожиданного.
Мне кажется, успешным получился экскурс в историю возникновения образов волшебных сказочных героев. Я и не думал, что эта история у них такая богатая! По моему мнению, я нашёл достаточно много интересных моментов, поясняющих особенности современных образов этих героев.
Основная трудность работы: к сожалению, литературных источников древнеславянской и, в том числе, древнерусской культуры, а так же других свидетельств её развития до наших дней дошло очень мало.
Определённые трудности возникли в том, чтобы сделать чёткие, лаконичные выводы. Для этого пришлось не раз перечитать и переосмыслить всё исследование.
Также непросто было адаптировать выполненную работу под требования конференции (15 листов, включающих сопутствующую работе информацию), приходилось что-то исключать.
В ближайшем будущем никаких планов по развитию этой работы у меня нет. Однако, так как я хочу связать свою жизнь с профессией историка, возможно, полученные наработки когда-нибудь как-то мне пригодятся.
Самооценка.
Я думаю, поставленные мной цели в рамках данной работы вполне достигнуты. Тема проекта раскрыта.
Думаю также, что работа выполнена качественно. Мой проект в 2010-2011 учебном году занял 3 место на окружном конкурсе г. Москвы «Будущее Северо - Запада». На представлении моей работы в школе, ученики (особенно младшие) слушали очень заинтересовано.
Работа над проектом обогатила мой кругозор, было найдено множество очень интересных сведений, благодаря которым наша славянская история приобрела для меня особое значение, позволила по-другому посмотреть на духовные корни наших далеких предков.
Я считаю, что кроме новых знаний, проект помог освоить мне и другие важные вещи: я научился работать с большими объёмами информации, стараясь находить главное, отделять его от второстепенного. Учился лучше анализировать, делать собственные выводы.
Скачать презентацию к работе (архив - 5 Mb)
(Особая благодарность маме за помощь в оформлении.)
На домашнюю страницу
© Центр дистанционного образования "Эйдос", 2012
© Белюков К.М., 2012
E-mail: info@eidos.ru; http://eidos.ru